Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Добро пожаловать!

МОУ СОШ №2 г. Питкяранта

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Книги моего детства

kus Книги из детства... Того самого детства, когда деревья были большими, а все вокруг казалось безоблачным и безпроблемным. Читал я в детстве много, запоем. При всей нелюбви к библиотекам новые книги находились всегда — родственники, друзья и, конечно, книжные магазины тех мест, куда приезжали с родителями. Книги были дефицитом. Я не говорю о  мемуарах  Брежнева или о решенияхXXV съезда КПСС — этой макулатуры на книжных полках всегда было в избытке, а вот настоящих классиков явно не хватало... «XX тысяч лье под водой» Жюля Верна, «Острова сокровищ» Стивенсона — со всем этим литературным богатством детства знакомился по мере поступления их в домашнюю библиотеку. Вместе с братом читали новинку, перечитывали и обсуждали понравившиеся места. Особое место занимали познавательные книги о природе, науке, технике, написанные художественным языком.Особые воспоминания у меня остались о книге Мих. Ильина «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина»!. Именно так и написано на обложке книги - Мих. Ильин! Эта книга — подборка географических историй с разных широт Земли — заставляла нас с братом часами проводить над географическими картами и изучать земной шар.Путешественниками и географами мы не стали, но книга на всю жизнь со мной в моих воспоминаниях напоминая о себе в совершенно разных жизненных ситуациях.Значительный период моей армейской службы прошел в Средней Азии. Минареты в Самарканде на площади Регистан, поезд в Ашхабад, идущий вдоль Афганской границы и освещаемый прожекторами с пограничных вышек, барханы, передвигающиеся по пустыням и растения в раскаленной земле, были в моих воспоминаниях из детства и помогали ориентироваться в пространстве. А затем... Японцы требуют от нас вернуть им острова... А вспоминается остров Шикотан в Малой Курильской гряде, где находится Край Света! Край света есть — утверждал герой книги, и он действительно есть! Это название мыса, который смотрит в Тихий Океан и дальше — до самого американского континента суши нет... Бухта Золотой Рог... Она есть в Стамбуле, а еще в Находке. Остров Европа в Африке, в Сочи за несколько часов можно оказаться во всех временах года, а в город наведывается страшный Боря и крушит берега и лодки. Северное сияние бывает и на южном полюсе, а озеро Балхаш наполовину пресное, наполовину соленое. Конечно, эти знания - мелочи. Те мелочи, на которые можно не обращать внимания и без которых можно прекрасно жить. Однако знание таких мелочей часто скрашивает сухую информацию новостных агентств. Премьер поехал в Южную Африку и по ТВ демонстрируют сюжет как он стоит у Мыса Доброй Надежды. Но зрителю не скажут о том, что солнце в южном полушарии идет по небосводу против часовой стрелки, а вокруг премьера летают ласточки, которые выросли в России. И сам мыс, который находится в черте города Кейптаун, интересен — это граница двух океанов, самая южная точка Африки.Географом я не стал, но смотреть на мир сквозь призму мелочей эта книга моего детства меня научила.

Кушанов Николай

Мы обратились к родителям, учителям с просьбой рассказать о любимой книге детства. Это первый из рассказов, который мы вам представляем.

asput Калистратова О.И. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» - всего несколько страниц. Оглядываясь сейчас назад, я вспоминаю, что именно это произведение постепенно проникало в меня своими корнями, заставляя думать, сравнивать, оценивать, принимать решения.

 

Когда я впервые прочитала «Уроки французского», то испытала только одно чувство – жалость. Жалко было одиннадцатилетнего мальчика – главного героя рассказа, который столкнулся с тягостными муками голода. Вдали от семьи, у чужих людей, учился он в пятом классе. Тоска по родному дому и своей деревне, наряду с физическим голодом съедала его изнутри.

Жалко было маму мальчика, которая приняла непростое, мучительное решение: оторвать от себя маленького сына, тем самым дав ему возможность продолжить образование. «Грамота зря не пропадёт»,- говорили соседи, а мама соглашалась.

И молодую учительницу, которую уволили из школы за «антипедагогический поступок», тоже было бесконечно жалко. Она научила своего ученика – главного героя рассказа – играть в азартную игру на деньги. Играла вместе с ним, давая ему возможность зарабатывать деньги хотя бы на молоко.

Так состоялась моя первая встреча с героями рассказа В.Распутина «Уроки французского». Но совсем скоро одиннадцатилетний мальчик неожиданно стал для меня примером. В моей жизни так сложилось, что учиться пришлось в интернате, вдали от родителей: школу нашего посёлка закрыли. После уроков я спешила на ежедневные трёхчасовые тренировки в спортивную школу. Возвращаясь, с грустью обнаруживала, что моя порция ужина уже съедена такими же голодными, как и я, товарищами по интернату. Как близки мне были в тот момент слова героя рассказа: «…пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать». Мальчишка-пятиклассник давал мне уроки. И в первую очередь – урок терпения. «Так мне было плохо, так горько и постыло!... я крепился, не жаловался и не плакал…». Находясь на грани отчаяния, он в одиночку боролся за своё существование, рождая в себе самостоятельность и независимость. Он не мог принимать помощь от своей учительницы в виде обедов или посылки с макаронами. Для него это было унизительным. Гордость? Да! Но это становление характера.

Гораздо позже мне стала близка и понятна позиция молодой учительницы, которая говорила: «Мне и теперь ещё часто хочется что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. На тот момент её желанием было помочь своему ученику избежать голодного существования. Испробовав все «правильные» способы, она решилась на непедагогический поступок. По-моему, очень правильно не видеть в жизненных ситуациях только чёрное или белое. Уметь разглядеть различные тона и полутона. Наверное, это мудрость.

Учительницу французского языка уволили, она уехала к себе на Кубань. Красивой точкой в этой, казалось бы, бытовой истории, произошедшей в сельской школе в послевоенные годы, стала посылка с макаронами, присланная герою рассказа его учительницей. А ещё в посылке лежали три красных яблока, согретых южным солнцем и человеческой добротой для мальчика из далёкой сибирской деревни. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Это ещё один урок доброты, который преподносит нам рассказ В.Распутина «Уроки французского». Эта книга была мною любима в детстве, любима она и сейчас. Эти несколько страничек рассказа просто заставляют размышлять о человеческих ценностях.

Совсем недавно мне снова пришлось обратиться к этому произведению. Заинтересовало предисловие, написанное самим автором. В нём он повествует о том, что рассказ автобиографичен. Спустя много лет, став уже известным писателем, тот бывший одиннадцатилетний мальчишка встретился со своей учительницей французского языка. Интересен тот факт, что учительница не могла вспомнить, что отправляла мальчику посылку с макаронами и яблоками. Сначала это огорчило писателя: «Как же так?» но потом он понял, насколько искренним и настоящим был поступок этого человека. Добро не должно быть кричащим. Самое главное – его должен помнить тот человек, кому оно предназначалось, и уметь быть благодарным за это.

Читайте книги, находите своих героев, учитесь вместе с ними урокам доброты, порядочности, честности, благородству.

Собирайте коллекцию истинных человеческих ценностей. Совсем не важно, что истории, описанные в книгах, происходят в разные времена. Человеческие ценности неподвластны времени.


Копирайт © 2019 МОУ СОШ № 2 г. Питкяранта. Все права защищены.